Эксплуатация двух и более котлов
Если при эксплуатации двух и более котлов отопления температура вырабатываемого ими перегретого пара отличается более чем на 10—15°, это свидетельствует, в первую очередь, о неравномерной нагрузке котлов или разной степени загрязнения их поверхностей нагрева. Увеличив интенсивность горения у того котла, который выдает пар пониженной температуры, и несколько снизив нагрузку другого котла, можно добиться их равномерной работы.
При повышении температуры пара выше нормальной необходимо снизить интенсивность горения, обдуть пучки испарительных труб, расположенных до пароперегревателя, и проверить температуру питательной воды, поступающей в котел. Если температура питательной воды в универсальном котле ниже установленной, надо проверить степень открытия паровых и конденсатных клапанов на водо-подогревателях, давление поступающего к ним пара и т. д. После устранения причин, вызывающих чрезмерное повышение температуры, пара, можно вновь увеличить нагрузку котла до нормальной.
Если температура перегретого пара постоянно держится выше или ниже нормы, это может быть следствием конструктивных недостатков котла либо пропусков пара через клапаны продувания или находящиеся внутри коллектора пароперегреватели перегородки, особенно после их разборки и установки на место. Тогда при повышении температуры усиливают охлаждение пара после пароперегревателя. Следует, однако, помнить, что это не устраняет ненормального режима работы пароперегревателя, из-за чего он может быстро выйти из строя. Кроме того, само по себе охлаждение перегретого пара любыми методами связано с уменьшением экономичности эксплуатации силовой установки. При сниженной (за счет регулирования пароохладителей) температуре пара перед двигателем температура на выходном коллекторе пароперегревателя не должна превышать установленную- более чем на 50°, иначе прочность труб пароперегревателя- может оказаться недостаточной и они выйдут из строя. В этом случае необходимо уменьшить горение в топках до выяснения причин высокой температуры перегрева.
При работе котла следует регулярно проверять падение давления пара в пароперегревателе по показаниям манометров, установленных на барабане котла и магистрали перед двигателем. Увеличение падения давления от котла до двигателя свидетельствует о заносе пароперегревателя солями, что опасно для прочности его труб и снижает экономичность работы силовой установки. Поэтому пароперегреватель надо при первой возможности промыть. Падение давления сопровождается одновременным снижением температуры перегретого пара из-за ухудшения теплопередачи в пароперегревателе.
Однако температура стенки загрязненных изнутри труб пароперегревателя будет при этом выше расчетной, в связи с чем форсирование котла с загрязненным пароперегревателем категорически запрещается, иначе неизбежно повреждение. При температуре стенки труб более 600°С происходит интенсивная высокотемпературная коррозия с участием содержащегося в дымовых газах кислорода и находящихся в золе мазута солей натрия и соединений ванадия.